История центра

Министерством авиационной промышленности СССР было принято решение готовить ребят со школьной скамьи для дальнейшего обучения и работе в авиационной отрасли. При каждом заводе, относящемся к авиационной промышленности, стали открываться Клубы юных техников.

В июле 1978  при профкоме завода «Гидроавтоматика» был открыт клуб юных техников «Радуга». Все кружки имели в основном техническую направленность: авиамодельные («воздушный бой», свободнолетающие, радиоуправляемые), автомодельные, ракетомодельные, судомодельные, радиотехнические, начально-технического моделирования, технического конструирования и другие.

Работа клуба начиналась с организации двух кружков: авиамодельного и начально-технического моделирования. Руководителями кружков были направлены работники завода: Савин Александр Михайлович, станочник, занимающийся с детства авиамоделизмом, летом работал в заводском пионерском лагере «Аврора» руководителем авиамодельного кружка; Лошкарева Нелли Геннадьевна, инженер отдела механизации и автоматизации завода после окончания авиационного института.

В архиве клуба юных техников «Радуга» найден доклад Савина А.М. на методическом объединении на тему «Дружба в детском коллективе - результат совместной работы руководителя и кружковцев. Методы и приемы воспитания дружественных отношений», в котором он пишет, что коллектив- это группа, сплоченная общими переживаниями, общими взглядами, общими интересами, общей работой, дружбой. Коллектив сплачивается, прежде всего, в процессе совместной деятельности. Важнейшие методы ее организации – соревнования, игры, участие в конкурсах.

Важнейшая задача педагогов в процессе организации совместной деятельности детей – создание и укрепление в детском коллективе традиций. Накопление и хранение втрадициях всего ценного – важнейший показатель развития движения вперед.

Традиции укрепляют коллектив, они рождаются в значительной степени стихийно, однако их укрепление и развитие зависит от целенаправленных усилий педагогов. Быть другом своих питомцев – это значит переживать вместе со своими питомцами, радоваться за достигнутые цели.

Из доклада Савина А.М. – руководителя авиамодельного кружка мы видим, что с самого начала становления учреждения педагоги понимали, что необходимо создавать традициив учреждении.

Лошкарева Нелли Геннадьевна, руководитель начально-технического моделирования, начинала работать с младшими школьниками с 1 по 4 класс и готовила их для более сложных кружков: авиамодельных, судомодельных,  автомодельных.

На занятиях постоянно  организовывались и проводились    конкурсы, соревнования, массовые мероприятия к знаменательным датам: Дню космонавтики, к 23 февраля, к Дню Радио и т.д.                                                         

Успех работы объединений учащихся определяет хорошая организация, целесообразное планирование, интересное содержание, творческая атмосфера, инициатива и авторитет педагогов. Все это предусматривает необходимость придерживаться тех требований, которые традиционно предъявляются к организации учебного процесса.

Главные требования, предъявляемые к самому педагогу:

  • любовь к детям и педагогической деятельности;
  • наличие специальных знаний в той области, в которой он обучает детей;
  • широкая эрудиция;
  • высокий уровень общей культуры и нравственности;
  • профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей.

Исходя из этих требований в клубе подбирали руководителей объединений. В основном все руководители кружков работали на предприятиях авиационной промышленности ведущими инженерами и специалистами.

 Дударев Александр Алексеевич – руководитель кружка технического моделирования, ведущий специалист отдела главного металлурга завода «Гидроавтоматика». Его ребята постоянно занимали призовые места на областной конференции по научно-техническому творчеству

Ануфриев Олег Викторович – мастер спорта по авиамоделизму. Вырастил кандидатов в мастера спорта по авиамоделизму: Курбатова Вадима, Каштанова Олега, Тараканова Сергея. В настоящее время они работают предпринимателями, но постоянно участвуют в соревнованиях, помогают в судействе.

Руководитель судомодельного кружка Поляков Владимир Александрович, ведущий инженер «ЦСКБ-Прогресс». Вырастил спортсмена – судомоделиста Маслова Евгения, который в настоящее время работает помощником капитана нефтеналивного танкера.  

Рунов Владимир Георгиевич – с детства занимался в автомодельном кружке Станции юных техников Советского района. Будучи студентом авиационного института, стал вести кружки автомоделизма в нашем клубе. Он отлично понимал задачу, что подготовить учащихся к активной трудовой и общественной деятельности, сознательному выбору профессии, призваны сыграть клубы и станции юных техников. Решение этой задачи будет способствовать всестороннему развитию личности, ее физических и духовных сил, творческих способностей, дарований, подготовки к труду.

Одной из традиций было проведение «Недели науки и техники» в клубе, где проводилась работа по пропаганде технического творчества в близлежащих школах, выставки технического творчества в клубе, различные экскурсии на предприятия. В клубе постоянно организовывались экскурсии в различные цеха завода «Гидроавтоматика», где ребят знакомили с производственными процессами.

Добиться раскрытия творческих способностей у детей еще на школьной скамье - должны решать всеми средствами школа и внешкольное учреждение. А для этого нужно качественно усовершенствовать содержание и методы трудового воспитания, практическую подготовку школьников к созидательному труду.

Пробуждение и закрепление у детей активного интереса к технике, рационализации и изобретательству, расширения творческих связей школы и производства – одна из важнейших сторон воспитания школьников.

Эффективной формой технического творчества школьников являются технические кружки клуба юных техников и научные общества учащихся. В нашем клубе был создан совет ВОИР. Ребята, занимающиеся техническим творчеством в клубе, разрабатывали темник рацпредложений, выставляли работы на областной выставке «Юные рационализаторы и изобретатели (ЮРиК)».

Кроме этого ребята нашего клуба принимали активное участие в областной научно-технической конференции, где также получали ценные подарки и дипломы.

Спортивно-технические кружки принимали активное участие в городских, областных соревнованиях по авиа-, авто- и судомоделизму, где также занимали призовые места.

В 1996 году клуб юных техников «Радуга» завода «Гидроавтоматика» был передан на баланс Промышленного отдела народного образования и был переименован в Центр детского творчества «Радуга» Промышленного района.

Несмотря на сложности в работе, отсутствие достаточного финансирования, материалов, инструментов, Центр продолжил работу по пропаганде и развитию технического творчества.

Ежегодно вошло в традицию проведение «Дней юного техника» в школах района:

Стало традицией участие в Малом Грушинском фестивале на Воронежских озерах

Центр детского творчества «Радуга» постоянный участник «Фестиваля авиамоделей» на Региональном авиасалоне малой авиации (аэропорт «Смышляевка»)

Выставка технического творчества и показательные выступления воспитанников  Центра детского творчества «Радуга» на Дне города Самара:

Центр детского творчества «Радуга» занимает призовые места на ежегодной городской конференции учащихся по научно-техническому творчеству:

На базе Центра детского творчества «Радуга» проходят традиционные городские соревнования по автотрассовому моделизму:

В Центре детского творчества «Радуга» выходит своя газета «Радуга», в которой воспитанники объединения «Компьютерные технологии» и «Фото», используя современные информационные технологии, начали вести летопись о жизни Центра, о ее традициях, о деятельности объединений: 

С ростом мастерства захотелось чего-то большего, чем выпуск газет. Ребята хотели перемен и были готовы к ним. Их привлекла видеосъемка и монтаж фильмов. Стали создаваться фильмы о творческой жизни ребят.

С введением компьютерных технологий в учебный процесс позволило вести летопись событий о достижениях ребят и педагогов в различных творческих конкурсах, конференциях, соревнованиях и т.д. Здесь нам есть чем гордиться, воспитывать новое поколение учащихся на передовых традициях детского творчества.

Использование традиционных методов и новых педагогических технологий, постоянное совершенствование и работа над собой педагогического коллектива, позволяют повышать эффективность управления работой Центра.

В январе 2016 года Центр стал носить новое название "Радуга успеха".

 

Меню